Опыт работы клинического психолога с детьми с хроническими заболеваниями


и их родителями на базе детской больницы. Дети с хроническими заболеваниями лежат на обследовании в больнице почти каждый год.Понятие госпитализма, как совокупности психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от близких людей и от дома было впервые упомянуто в работах Рене Шпица в 1945 году применительно к детскому госпитализму.В условиях детской больницы не всегда приходится говорить о госпитальном синдроме. Однако, достаточно часто можно увидеть отдельные его признаки, в виде апатии, отсутствии интересов, отсутствии друзей вне больницы, непослушании, негативизме, агрессии, нежелании учиться.


За последние семь лет консультирования на базе Российской Детской Клинической Больницы мной было проведено более двухсот «тренингов детско-родительских взаимодействий» по методике Ш Айберга (США), рассчитанного на детей в возрасте от 2-4 до 7-11 лет. Данная методика предполагает прохождение родителем ребенка теста «Список типов поведения ребенка», тестирование детско-родительских взаимодействий на игровой модели, выявление стиля детско-родительских взаимодействий, помощь в коррекции, выход на новый уровень понимания внутрипсихических процессов ребенка.


В результате обследования обратившихся родителей по тем или иным жалобам, на базе Российской Детской клинической больницы у детей были наиболее распространены высокие показатели межличностной и самооценочной тревожности, повышенный уровень агрессии, невротические реакции, протестные реакции, страхи, апатия.


Среди стилей родительского воспитания наиболее часто встречались доминирующая гиперпротекция, неустойчивость стиля семейного воспитания.


Помимо «тренинга детско-родительских взаимодействий» родителям были предложены личные консультации. В работе с детьми были использованы арт-терапевтические методы, «сказкотерапия», проективные методики.


Стоит особенно отметить время нахождения родителей и детей в стационаре, так как отмечалась выраженная корреляция между временем нахождения в больнице с уровнем психологического благополучия как ребенка, так и родителя.


Наиболее оптимальной себя показала краткосрочная терапия рассчитанная на десять консультаций с последующими встречами 1-2 раза в месяц на протяжении всего периода госпитализации с чередованием совместных встреч (ребенок и родитель) и индивидуальных.


В процессе краткосрочной терапии у родителей появилась возможность встретиться с неприятными переживаниями, связанными с отсутствием поддержки близких людей, нежеланием ребенка выполнять какие-либо предписания врача, чувством несправедливости, обиды, вины, горевания по частично утраченному здоровью ребенка.


В процессе индивидуальной работы с детьми были подняты темы, связанные со страхом медицинских манипуляций, утраты; проведена работа с самооценкой, самопринятием, вследствие чего повысилась творческая активность, появилось желание помогать другим.


Проведение «тренинга детско-родительских взаимодействий» дало возможность повысить уровень сплоченности и доверия в диаде.


Вследствие данной работы у детей повысилась толерантность к медицинским манипуляциям, как у родителей, так и у детей появилась возможность по -новому отнестись к заболеванию ребенка, найти новые смыслы и перспективы.


Таким образом, наиболее эффективно в условиях стационара себя зарекомендовал комплексный подход, совмещающий в себе как работу с родителем, так и с ребенком и работу на совместное взаимодействие, к проблеме длительного нахождения ребенка в стационаре, либо часто возвращающегося в больницу ребенка.


Просмотров: 0Комментариев: 0
 

+7 (985) 779-20-69

©2020 by Psylingva